Новые требования к раскрытию конечных бенефициарных владельцев в Украине
6 декабря 2019 Верховная Рада Украины приняла новый Закон Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» (далее - Новый закон о противодействии отмыванию доходов), который полностью заменит собой существующий закон с таким же названием. Новый закон о противодействии отмыванию доходов вступит в силу 28 апреля 2020.
Новый закон о противодействии отмыванию доходов дополняет положения некоторых законодательных актов Украины, в том числе, Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований» (далее - Закон о государственной регистрации) и внедряет такие изменения по процедуре раскрытия и проверки информации о конечных бенефициарных владельцев в Украине.
Внесение изменений в определение конечного бенефициарного владельца:
Термин «конечный бенефициарный владелец (контроллер)» будет заменен термином «конечный бенефициарный владелец» с таким определением:
«Конечный бенефициарный владелец - любое физическое лицо, осуществляющее решающее влияние (контроль) на деятельность клиента и / или физическое лицо, от имени которого проводится финансовая операция.
Конечным бенефициарным владельцем является:
• для юридических лиц - любое физическое лицо, осуществляющее решающее влияние на деятельность юридического лица (в том числе через цепь контроля / владения)
• для трастов, созданных в соответствии с законодательством страны их образования, - основатель, доверительный собственник, защитник (при наличии), вигодаполучатель (выгодоприобретатель) или группа выгодоприобретателем (выгодоприобретателей), а также любая другая физическое лицо, оказывает решающее влияние на деятельность траста (в том числе через цепь контроля / владения)
• для других подобных правовых образований - лицо, имеющее статус, эквивалентный или аналогичный лицам, указанным для трастов.
Признаком осуществления прямого решающего влияния на деятельность является непосредственное владение физическим лицом долей в размере не менее 25% уставного (составленного) капитала или прав голоса юридического лица.
Признакам совершения косвенного решающего влияния на деятельность являются:
• по крайней мере владения физическим лицом долей в размере не менее 25% уставного (составленного) капитала или прав голоса юридического лица через связанных физических или юридических лиц, трасты или другие подобные правовые образования, или
• осуществление решающего влияния путем реализации права контроля, владения, пользования или распоряжения всеми активами или их долей, право на получение доходов от деятельности юридического лица, траста или другого подобного правового образования, права решающего влияния на формирование состава, результаты голосования органов управления, а также совершение сделок, которые дают возможность определять основные условия хозяйственной деятельности юридического лица, или деятельности траста или другого подобного правового образования, принимать обязательные к выполнению решения, имеющие решающее влияние на деятельность юридического лица, траста или другого подобного правового образования, независимо от формального владения.
При этом конечным бенефициарным владельцем не может быть лицо, имеющее формальное право на 25 или более процентов уставного капитала или прав голоса в юридическом лице, но является коммерческим агентом, номинальным держателем или номинальным держателем или только посредником относительно такого права».
Новые требования к раскрытию конечных бенефициарных владельцев
• Постоянное обновление. Все юридические лица обязаны поддерживать информацию о своих конечных бенефициарных владельцев и структуру собственности в актуальном состоянии и подавать государственному регистратору документы, подтверждающие изменения в этой информации, в течение 30 рабочих дней со дня их возникновения;
в случае обнаружения неточностей в ранее раскрытой информации о конечных бенефициарных владельцев и структуру собственности в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований (далее - ЕГР) такая информация может быть исправлена не позднее 3 рабочих дней со дня выявления неточностей;
• Ежегодное подтверждение. Каждое юридическое лицо будет обязано ежегодно представлять обновленную информацию о своих конечных бенефициарных владельцев или об их отсутствии вместе со структурой собственности, выпиской из иностранного торгового реестра или иного реестра юридических лиц в отношении компаний-нерезидентов, являющихся участниками юридического лица, и нотариально заверенной копией документа, удостоверяющего личность, которая является нерезидентом-конечным бенефициарным владельцем юридического лица;
такие же документы необходимо будет подавать в ЕГР в случае регистрации любых изменений в информации о юридическом лице, содержащиеся в ЕГР;
• Переходные положения. Юридические лица, зарегистрированные до 28 апреля 2020 года, будут обязаны подать государственному регистратору информацию о своих конечных бенефициарных владельцев в объеме, определенном Новым законом о противодействии отмыванию средств, и структуру собственности в течение 3 месяцев со дня вступления в силу нормативно-правовым актом, которым будут утверждены форма и содержание структуры собственности (такой акт еще не был утвержден).
Объем раскрываемой информации:
• в соответствии с Законом о государственной регистрации, информации о конечных бенефициарных владельцев, которая будет подаваться в ЕГР, являются:
- фамилия, имя, отчество (при наличии);
- дата рождения;
- страна гражданства;
- серия и номер паспорта гражданина Украины или паспортный документ иностранца;
- место жительства;
- регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика (при наличии), и
- характер и степень (уровень, степень, доля) бенефициарного владения (выгоды, интереса, воздействия).
• в случае, если юридическое лицо не имеет конечного бенефициарного владельца, соответствующий факт и причины отсутствия конечного бенефициарного владельца должны раскрываться в ЕГР (например, конечный владелец является публичной компанией, акции которой находятся в листинге на фондовой бирже, и которая не имеет акционеров, обладают более 25% акций или других лиц, которые могут быть признаны конечными бенефициарными собственниками).
Верификация конечных бенефициарных владельцев
• государственные регистраторы будут обязаны осуществлять проверку (верификацию) сведений о конечных бенефициарных собственников на основе полученных документов и информации из других государственных реестров;
• субъекты первичного финансового мониторинга будут обязаны сообщать Государственной службе финансового мониторинга о любых расхождения между сведениями о конечных бенефициарных владельцев клиента, содержащиеся в ЕГР, и соответствующей информации, полученной в результате осуществления надлежащей проверки клиента;
• Новый закон о противодействии отмыванию средств расширяет перечень информации, которая может потребоваться субъектами финансового мониторинга для идентификации и верификации конечных бенефициарных владельцев трастов, в том числе, сведения об учредителях, доверительных собственников, защитников (при наличии), выгодоприобретателем (выгодоприобретателей) , а также о любых других физических лиц, осуществляющих решающее влияние на деятельность траста.
Ответственность
• Новый закон о противодействии отмыванию средств дополняет статью 166-11 Кодекса Украины об административных правонарушениях новой частью, согласно которой непредставление или несвоевременное представление в ЕГР информации о конечном бенефициарного владельца юридического лица или о его отсутствии, или документов для подтверждения сведений о конечном бенефициарного владельца юридического лица считается административным правонарушением и влечет наложение штрафа в размере от 17 000 грн до 51 000 грн на руководителя юридического лица или лицо, уполномоченого действовать от имени юридического лица (исполнительного органа).
Обратите внимание, что практическая реализация положений Нового закона о противодействии отмыванию средств в значительной степени зависит от принятия некоторых подзаконных нормативно-правовых актов. Мы будем информировать вас о принятии соответствующих нормативно-правовых актов и другие новости в этой сфере.