Анализ изменений в ЗУ "О государственной регистрации юридических и физических лиц-предпринимателей и общественных организаций"
26 ноября 2015 Верховной Радой Украины был принят Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины" О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей "и некоторые другие законодательные акты Украины по децентрализации полномочий по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований », которым вышеупомянутый нормативный акт изложены полностью в новой редакции. Новая редакция вступила в силу с 01.01.2016 года.
Для чего изменения....
С принятием новой редакции Закона законодатель ставил цель объединить данные, содержащиеся в различных базах данных (Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц - предпринимателей, Единый лицензионный реестр, Реестр документов разрешительного характера, Единый реестр общественных формирований, реестр общественных объединений , Единый реестр предприятий, относительно которых возбуждено производство по делу о банкротстве) в один реестр для экономии средств на обслуживание тождественных баз данных и упрощения порядка доступа граждан к информации, в них содержится.
Создание единой системы регистрации различных субъектов (юридических лиц, ООО, общественных формирований) и внедрение принципа экстерриториальности по всей территории Украины позволило упростить доступ общественности к ведению бизнеса или общественной деятельности, минуя бюрократические процедуры получения административных услуг.
Также принятие новой редакции Закона обусловлено реформированием системы предоставления административных услуг в Украине, в том числе, и в сфере государственной регистрации юридических лиц, физических лиц - предпринимателей, общественных формирований. Было предложено расширить круг субъектов, которые могут предоставлять административные услуги в данной сфере.
Что изменилось на «лучше»...
Главными нововведениями Закона стали следующие:
- Функции по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц - предпринимателей, общественных формирований теперь могут осуществлять Министерство юстиции и его территориальные органы, органы местного самоуправления, госадминистрации, нотариусы и другие аккредитованные субъекты, в частности:
Министерство юстиции Украины - в случае государственной регистрации политических партий, всеукраинских профессиональных союзов, их объединений, всеукраинских объединений организаций работодателей; обособленных подразделений иностранных неправительственных организаций, представительств, филиалов иностранных благотворительных организаций, постоянно действующих третейских судов, учредителями которых являются всеукраинские общественные организации, всеукраинских творческих союзов и их символики;территориальные органы Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе - в случае государственной регистрации областных, региональных и республиканских профессиональных союзов, их организаций и объединений, структурных образований политических партий, региональных (местных) творческих союзов, территориальных ячеек всеукраинских творческих союзов, областных, республиканских Автономной Республики Крым, Киевской и Севастопольской городских организаций работодателей и их объединений, постоянно действующих третейских судов;
районные, районные в городах, городские (городов областного значения),, межрайонные управления - в случае государственной регистрации общественных объединений, их обособленных подразделений, общественных объединений, не имеющих статуса юридического лица, местных и первичных профессиональных союзов, их организаций и объединений, структурных образований политических партий, региональных (местных) творческих союзов, территориальных ячеек всеукраинских творческих союзов, местных организаций работодателей и их объединений, подтверждение всеукраинского статуса общественного объединения;
исполнительные органы сельских, поселковых и городских советов, Киевская и Севастопольская городские, районные, районные в городах Киеве и Севастополе государственные администрации, нотариусы, аккредитованные субъекты - в случае государственной регистрации других юридических лиц и физических лиц - предпринимателей.
Для предоставления полномочий аккредитованным субъектам в области регистрации Кабинетом Министров Украины было принято Постановление от 25 декабря 2015 № 1130 «Об утверждении Порядка аккредитации субъектов государственной регистрации и мониторинга соответствия таких субъектов требованиям аккредитации», которой урегулирован основания, условия , проведения аккредитации субъектов государственной регистрации, мониторинга их соответствия требованиям аккредитации. Кроме того, Министерством юстиции Украины утвержден Приказ от 29 декабря 2015 № 2790/5 «Об урегулировании отношений, связанных со статусом государственного регистратора», которым определены квалификационные требования к государственному регистратору, образец и описание печати государственного регистратора.
- В Законе объединили процедуру подачи документов для государственной регистрации не только юридических лиц и ФЛП, но и общественных формирований. Следует отметить, что под понятием «общественное формирование» в Законе понимают: политические партии, структурные образования политических партий, общественные объединения, местные ячейки общественного объединения со статусом юридического лица, профессиональные союзы, их объединения, организации профсоюза, предусмотренные уставом профсоюзы и их объединения, творческие союзы, местные ячейки творческих союзов, постоянно действующие третейские суды, организации работодателей, их объединения, обособленные подразделения иностранных неправительственных организаций, представительства, филиалы иностранных благотворительных организаций.
- Кроме самих общественных формирований в случаях, определенных законом, можно зарегистрировать и их символику;
- С принятием Закона введен принцип экстерриториальности в пределах территории всей Украины, что дает возможность вносить изменения в Реестр без привязки к местонахождению субъекта. В 2 015 году Пилотный проект «экстерриториальности» был протестирован на территории г.. Киева, Киевской, Винницкой, Ивано-Франковской областей;
- Сокращен перечень документов, которые подаются для государственной регистрации. Так, например, не представляются документы, подтверждающий правомочность принятия решения о внесении изменений в учредительные документы, оригиналы учредительных документов юридического лица с отметкой об их государственной регистрации со всеми изменениями, действующими на дату подачи документов, решение (протокол) о принятии решения о создании юридического лица, изменении местонахождения и тому подобное;
- Учредительный документ юридического лица подается в новой редакции не в двух, а в одном экземпляре. Регистратор обязан изготовить электронную копию документа, доступ к которому будет открыт в электронном режиме;
- Отменена обязанность ежегодного подтверждения деятельности юридического лица. То есть не нужно подавать Форму № 6 ежегодно государственному регистратору для внесения информации о подтверждении сведений о юридическом лице;
- Вместо Форм, что заполнялись для проведения регистрационных действий, введен Заявления, подписывать которые имеет право уполномоченное лицо по доверенности без заверения ее подписи должностным лицом (директором, руководителем юридического лица). Следует отметить, что изменения в Форм были приняты совсем недавно (ноябрь 2015), что свидетельствует о непоследовательности действий законодателя в реформировании в данной сфере;
- Изменились формы получения сведений из Реестра. Отменено выдачу бумажных выписок (кроме для постановки апостиля) и учредительных документов, зато введен их получения в электронном виде через Портал электронных сервисов;
- Законом предусмотрено создание Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований и Портала электронных сервисов, через которые и происходит доступ к информации. Для использования функционала портала электронных сервисов для каждого юридического лица, общественного формирования и физического лица-предпринимателя должен быть создан персональный кабинет;
- Законом установлены сроки проведения регистрации, например, в отношении юридических лиц и физических лиц - предпринимателей - в течение 24 часов после поступления документов, представленных для государственной регистрации и проведения других регистрационных действий, кроме выходных и праздничных дней. Отмечаем, что регистрация может быть проведена в сокращенные сроки, если заявителем произведена оплата в кратном размере к стандартной суммы платы;
- Также Законом установлен порядок остановки рассмотрения документов на срок, составляет 15 календарных дней с даты их представления, по основаниям, четко определены Законом. В случае представления документов, необходимых для устранения оснований для приостановления рассмотрения документов, в течение установленного срока рассмотрение документов возобновляется;
- Введена административного обжалования решений государственных регистраторов в Министерство юстиции Украины и его территориальных органов или в суд. Как ответственность субъектов государственной регистрации за нарушения в сфере государственной регистрации предусмотрено временное блокирование и аннулирование доступа к реестру или отмены аккредитации. Общий срок рассмотрения жалобы не может превышать 45 календарных дней.Кабинетом Министров Украины принято постановление от 25 декабря 2015 № 1128 «Об утверждении Порядка рассмотрения жалоб в сфере государственной регистрации», которой урегулирован в том числе и процедуру рассмотрения жалоб в соответствии с Законом о регистрации;
- С улучшением предоставления административных услуг выросли ставки административного сбора за их предоставление. Так, например, если за государственную регистрацию изменений в сведения о юридическом лице в 2015 году выплачивалось 60 грн. 90 коп., То к 2016 такая услуга будет стоить 410 грн. Хотя, снижена ставка административного сбора будет применяться в размере 75 процентов от установленной законом, если заявитель воспользовался электронной форме подачи документов.
А как на практике?
Как и в любых жизненных изменений, с новыми нормативными требованиями, принятых с введением новой редакции Закона, необходимо привыкнуть. К сожалению, переходный период в Украине происходит медленно и практическая база зачастую не готова к кардинальным преобразований. Поэтому с началом нового 2016 вопросы возникли не только у заявителей, но и в самих государственных регистраторов о порядке внедрения норм законодательства. И, как правило, пока привыкаешь к нововведениям, приходят новые реформы.
Так что в сегодня Единый государственный реестр, который должен объединять несколько отдельных реестров, в частности: Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц - предпринимателей, Единый реестр общественных формирований, реестр общественных объединений, Единый реестр предприятий, относительно которых возбуждено производство по делу о банкротстве, Единый реестр арбитражных управляющих, Реестр постоянно действующих третейских судов, не сформирован (с 01.01.2017 - сведения о действующих лицензии и документы разрешительного характера) и Электронный портал сервисов с электронными кабинетами заявителей запущен.
Процедура, которая позволяет приостановить рассмотрение поданных документов, и предоставить возможность заявителю в течение 15 календарных дней устранить основания для приостановления рассмотрения документов (исправить ошибки), не реализуется на практике, поскольку нет возможности отправить сообщение об остановке рассмотрения документов с указанием срока заявителю на адрес его электронной почты и разместить на портале электронных сервисов в день остановки и направляются.
Из-за вышеупомянутых проблем у заявителя возникают проблемы взаимоотношений с государственными органами, банками, другими учреждениями, поскольку юридическое лицо (прежде всего вновь) не получает «на руки» выписку, утвержденную подписью и печатью регистратора и учредительный документ с отметкой регистратора.
С порядком доступа к учредительным документам юридического лица, подаются регистратору исключительно в единственном экземпляре, также еще не определились. Поэтому вновь созданное юридическое лицо не может представить контрагенту должным образом удостоверен или официально признан экземпляр учредительных документов. Считаем, что такие действия законодателя направлены на постепенный переход на модельные учредительные документы.
Доступ к Реестру для реализации принципа «экстерриториальности» появился только на этой неделе. Но учитывая существующие проблемы с компьютерным оборудованием и электронной связью, что существовали и до сих пор, трудно прогнозировать отлаженную работу системы и в будущем.
Преимущества увеличения круга субъектов государственной регистрации (в частности, предоставление полномочий по регистрации нотариусам) покажет время.
Отказ от предъявления документов, удостоверяющих решения уполномоченного органа управления юридического лица о создании или изменении местонахождения, пока вызывает некоторые вопросы, поэтому при создании регистраторы еще приобщают к делу протокол о создании юридического лица. Местонахождение юридического лица не обязательно должно указываться в учредительных документах, поэтому при внесении изменений в сведения в Реестре, может подаваться только Заявление без протокола и экземпляра устава.
Подытоживая вышеизложенное, надеемся, что изменения в сфере государственной регистрации юридических лиц, ФОТ и общественных формирований заложат основу для качественной перестройки системы предоставления административных услуг в Украине.
Автор Ткач О.А.