Новый закон о государственной службе - что изменилось?
Новый закон о государственной службе - что изменилось?
С 01.05.2016 года вступил в действие новый Закон «О государственной службе», который разрабатывался около 5 лет. Только под влиянием Европейского Союза, который требует реформировать государственный чиновничий аппарат в Украине, законопроект был проголосован беспрекословно 10.12.2015 года. Основные положения нормативного акта вступили в силу с 1 мая этого года.
Новый закон разработан учитывая опыт правового регулирования государственной службы в Европе, и он является одной из составляющих «пакета реформ» в Украине. Сейчас депутаты обсуждают принятие и нового Закона о службе в органах местного самоуправления, который должен соответствовать вышеуказанному закону и не противоречить ему.
Сейчас актуальными для населения, а тем более для государственных служащих, которые сейчас занимают должности в государственных органах, есть вопросы, не решенные еще полностью:
- каков порядок начисления заработной платы, каким образом она будет повышена;
- на основании которого критерия будут разграничиваться политические и административные должности, ведь от этого зависит судьба тех, кто уже не будет считаться государственным служащим, а затем терять гарантии, предусмотренные Законом;
- который будет порядок принятия на государственную службу и выхода на пенсию.
- нас ожидает долгий переходный период приспособления с принятыми нормами, а точнее - попытка их практической реализации в в языках не самого лучшего экономического положения в Украине.
Несмотря на преимущества нового Закона и новые гарантии для стабильной работы государственного служащего, существуют и проблемные вопросы.
- Во-первых, установлено, что заработная плата государственных служащих будет повышена в несколько раз, однако поэтапно. И увеличится только оклад работника, а не премии и надбавки.
Согласно статье 30 Закона заработная плата государственного служащего будет состоять из должностного оклада; надбавки за выслугу лет; надбавки за ранг государственного служащего; выплаты по дополнительную нагрузку в связи с выполнением обязанностей временно отсутствующего работника или по вакантной должности за счет экономии фонда должностного оклада; премии (только в случае установки). По результатам работы и ежегодного оценивания служебной деятельности государственным служащим могут устанавливаться премии. К премиям государственного служащего относятся: премия по результатам ежегодной оценки служебной деятельности; месячная или квартальная премия в соответствии с личным вкладом государственного служащего в общий результат работы государственного органа. Причем, общий размер премий, предусмотренных пунктом 2 настоящей части, может получить государственный служащий в год, не может превышать 30 процентов фонда его должностного оклада в год.
Также должности Законом разделены на 9 групп, в зависимости от принадлежности должности в одной из них устанавливается размер оклада.
Минимальный размер должностного оклада 9 группы и других групп работников будет увеличиваться не сразу, а постепенно -
- с 1 января 2017 - 1,25 размера минимальной заработной платы;
- с 1 января 2018 года - 1,5 размера минимальной заработной платы;
- с 1 июля 2018 - 1,75 размера минимальной заработной платы.
Поскольку премии не могут превышать теперь 30%, во всех органах будут уравнены условия оплаты труда, так как при когда премии могли быть 70% в отношении к окладу 30%, отдельные должностные лица получали значительные суммы оплаты. Теперь условия начисления заработной платы значительно изменятся.
- Работники должности категории "А" должны будут свободно владеть не только государственным, но и на иностранном языке, которая является одним из официальных языков Совета Европы (такое требование будет применяться обязательно через 2 года).Также КМУ должен быть утвержден Порядок аттестации лиц, претендующих на вступление в государственную службу, относительно свободного владения государственным языком. Для служащих должны будут организовываться с привлечением учебных заведений обучение с целью совершенствования уровня владения ими государственным языком, региональном языке или языке национальных меньшинств, а также на иностранном языке, которая является официальным языком Совета Европы, в случаях, если владение таким языком является обязательным в соответствии с настоящим Законом.
- Положительным является внедрение принципа политической беспристрастности - недопущение влияния политических взглядов на действия и решения государственного служащего, а также воздержание от демонстрации своего отношения к политическим партиям, демонстрации собственных политических взглядов при исполнении должностных обязанностей. Теперь служащий не имеет права быть членом политической партии, если такой государственный служащий занимает должность государственной службы категории "А". На время государственной службы на должности категории "А" лицо останавливает свое членство в политической партии; не может занимать должности в руководящих органах политической партии; совмещать государственную службу со статусом депутата местного совета, если такой государственный служащий занимает должность государственной службы категории "А"; привлекать, используя свое служебное положение, государственных служащих, должностных лиц местного самоуправления, работников бюджетной сферы, других лиц к участию в предвыборной агитации, акциях и мероприятиях, организуемых политическими партиями; в любой другой способ использовать свое служебное положение в политических целях.Изменено классификацию государственных служащих, что является положительным шагом, который упростит слишком громоздкую структуру должностей служащих и значительный разрыв между максимальным и минимальным звеньями. Вместо 7 категорий установлено лишь 3 - А, Б, В и 15 рангов изменено на 9.
- Введено понятие персонала, который выполняет функции по обслуживанию - деятельность работников государственного органа, не предусматривает осуществления полномочий, непосредственно связанных с выполнением задач и функций государства. Работники на таких должностях ни будут считаться государственными служащими, значительно сократит штат чиновничьего аппарата (а это и бухгалтерская служба, и канцелярская и хозяйственное обеспечение и другие). Поэтому сейчас должны определиться критерии отнесения должностей к данной категории в каждом конкретном органе. Работа таких лиц должна регулироваться трудовым законодательством, является вполне логичным.Законом введена должность государственного секретаря Кабинета Министров Украины и его заместителей, а также государственных секретарей министерств, которые должны быть «посредниками» между политически предназначенными министрами и государственными служащими, и отвечать за надлежащую работу государственных служащих.
- В Законе установлено детальный порядок проведения конкурсного отбора на занятие должности государственного служащего и при назначении лица на должность государственной службы впервые применять к ней испытания. Сейчас процедура конкурсного отбора является формальной, не отвечает современным требованиям к формированию качественного состава государственного аппарата. Главная цель нового Закона - обеспечить надлежащий уровень профессионализма - назначить компетентных, беспристрастных служащих, отказаться от практики набора и освобождение от должностей по признаку политической принадлежности. Повышены требования к образованию, опыту профессиональной деятельности претендента на службу. Изменит ли это подход к избранию на государственную службу новых лиц и усилит конкуренцию и их профессиональный уровень - сможем увидеть только после определенного промежутка времени.
Итак, новый Закон не решит сразу с начала вступления в силу всех проблем функционирования государственной службы в Украине, однако постепенные изменения начнут происходить с нарастающим темпом, в результативность которых хотелось бы верить. Надеемся, что долгожданное принятие закона станет не только шагом для реализации требований ЕС, а прежде всего началом реформирования коррупционной устаревшей системы политико-государственной жизни в Украине.
Автор
Ткач Ольга