Налоговое уведомление-решение (ППР) - это письменное сообщение контролирующего органа (решение) об обязанности налогоплательщика уплатить сумму денежного обязательства, определенного органом ДФС в случаях, предусмотренных НКУ и другими законодательными актами, контроль за соблюдением которых возложен на контролирующие органы или внести соответствующие изменения в налоговую отчетность.
Административное обжалование налоговых уведомлений-решений
Обжалование налогового уведомления-решения происходит путем обращения налогоплательщика в фискальный орган высшего уровня с жалобой о пересмотре противоправного решения. Важным в этом вопросе является соблюдение сроков обжалования и иерархии властных органов.
Порядок обжалования налогоплательщиками налогового уведомления-решения об определении контролирующими органами денежного обязательства определяется ст. 56 Налогового кодекса Украины.
Процедура административного обжалования досудебным порядком разрешения споров. Важно помнить, что решение контролирующего органа, которое обжалуется налогоплательщиком в судебном порядке, не подлежит административному обжалованию.
В случае несогласия налогоплательщика, в отношении:
1) неправильного определения суммы денежного обязательства контролирующим органом;
2) принятие решения, противоречащего законодательству или выходит за пределы полномочий контролирующего органа, установленных Налоговым кодексом Украины или другими законами Украины. В таком случае налогоплательщик имеет право согласно п.56.2 ст.56 НКУ обратиться в контролирующий орган с жалобой о пересмотре такого решения.
Такая жалоба подается в вышестоящий контролирующий орган в письменной форме, в течение 10 рабочих дней, следующих за днем получения налогоплательщиком налогового уведомления-решения или другого решения контролирующего органа, которое обжалуется.
Налогоплательщик одновременно с подачей жалобы в контролирующий орган высшего уровня обязан письменно уведомить контролирующий орган, которым определена сумма денежного обязательства или принято другое решение, об обжаловании его налогового уведомления-решения.
В случае если контролирующий орган принимает решение о полном или частичном неудовлетворении жалобы налогоплательщика, такой налогоплательщик имеет право обратиться в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения решения о результатах рассмотрения жалобы, с жалобой в контролирующий орган высшего уровня.
В случае нарушения налогоплательщиком требований п.56.3 и 56.6 ст.56 НКУ, представленные им жалобы не рассматриваются и возвращаются ему с указанием причин возврата.
НКУ установлены сроки обращения с жалобой:
1) 10 дней со дня получения плательщиком решения, которое обжалуется.
2) 30 дней со дня поступления ППР, если госорган определил денежное обязательство по основаниям, не связанным с нарушением налогового законодательства.
3) Также по уважительным причинам этот срок может быть продлен, из предусмотренных оснований (п. 102.6 НКУ) и подтвержденных документально, только по письменному запросу налогоплательщика.
Если жалобу налогоплательщика оставлена без удовлетворения - такой налогоплательщик имеет право обратиться в суд.
По результатам рассмотрения судом может быть принято решение об отказе в удовлетворении иска; отмены ППР и суммы налогового долга; или уменьшения сумм денежного обязательства. Решение, обжаловано в судебном порядке, не может быть потом рассмотрен в административном порядке в случае отрицательного результата.