Возвращение вкладов по депозитам "откладывается" до принятия решения Конституционным судом Украины
До сегодняшнего дня слушается дело по представлению Верховного суда Украины от 8 июля 2015 N 201-2157/0/8-15 «О соответствии (конституционности) Закона Украины «О системе гарантирования вкладов физических лиц» (далее - Закон) положениям статьи 6, части первой статьи 8, части четвертой статьи 13, статей 21, 22, частей первой, четвертой, пятой статьи 41 Конституции Украины».
В обращении Верховного суда Украины отмечается, что положениями Закона № 4452-VI изменен подход к системе гарантирования вкладов физических лиц и появляется четвертый регулятор рынка финансовых услуг - Фонд гарантирования вкладов физических лиц. Также отмечается, что «если срок действия договора банковского вклада не истек на момент введения в действие временной администрации в банке (пункт 1 части пятой статьи 36 Закона), вкладчик не может получить средства к проведению Фондом мероприятий по подготовке удовлетворения требований кредиторов, определенных статьей 49; формирование ликвидационной массы банка и реализации имущества ликвидируемого банка (статьи 50, 51 Закона), после окончания действия временной администрации банка. В этом случае выплата средств будет осуществляться в соответствии с установленной очередностью.
При таких условиях лицам, сумма вкладов которых превышает 200000 гривен, а также по вкладам, срок действия банковского договора которых не истек до введения временной администрации, средства возвращаются только после осуществления мероприятий по выводу неплатежеспособного банка с рынка, чем ограничиваются (или если обратилось юридическое лицо - даже отменяются) их права, поскольку право частной собственности на вклад де-юре сохраняется, однако де-факто проведены Фондом процедуры могут быть неэффективными, а средства - так и не повернут.
Так лица, срок действия договора банковского вклада которых не истек на момент введения временной администрации, а следовательно, при администрации Фондом не выплачено им никаких средств, принадлежат согласно указанной статье пункта 7 фактически к последней очереди на получение средств по вкладу».
26 апреля Конституционный Суд Украины в форме устного слушания начал рассмотрение данного дела и перешел к закрытой части пленарного заседания для дальнейшего обсуждения и принятия решения (http://www.ccu.gov.ua/novyna/konstytuciynyy-sud-ukrayiny-zavershyv-usne-sluhannya-spravy-shchodo-konstytuciynosti-zakonu).
Главная проблема рассмотрения указанного дела кроется не столько в результате возможного решения КСУ, сколько в том, что на рассмотрении у административных судов Украины находится значительное количество дел, касающихся защиты прав вкладчиков на получение средств по депозитам от Фонда гарантирования вкладов физических лиц.
На сегодня по поисковому запросу «приостановить производство по делу до решения Конституционным Судом Украины конституционного представления Верховного Суда Украины «О системе гарантирования вкладов физических лиц» в Едином государственном реестре судебных решений находим около 3000 дел, производство по которым приостановлено до принятия решения КСУ.
На первый взгляд представление, внесенное Верховным судом Украины, направленно на защиту прав простых вкладчиков, которые стремятся вернуть свои средства. Однако затягивание более одного года рассмотрения КСУ данного дела приостановило защиту прав данной категории вообще. Значительное количество судебных дел по возврату средств касается обжалования действий уполномоченных лиц по уведомлению бывших клиентов банков о недействительности договоров, которые были ими заключены. Однако юристы ФГВФЛ массово подают заявления в суды о приостановлении рассмотрения споров по вкладам до момента вынесения КСУ решения относительно конституционности Закона Украины «О системе гарантирования вкладов физических лиц». И такие заявления удовлетворяют без малейшего обоснования причин.
В это время вклады обесцениваются, и в случае признания конституционным Закона вкладчики только теряют время, необходимое для обжалования решений в апелляционной, кассационной инстанции, исполнения решения исполнительной службой для того, чтобы вернуть свои средства назад. Ведь в случае принятия судом решения в пользу вкладчика в течение процедуры ликвидации уполномоченное лицо Фонда может отсілать в Фонд дополнительную информацию по уменьшению (увеличению) количества вкладчиков, которым необходимо осуществить выплаты возмещения или изменения размера причитающихся им сумм. Время идет, однако судебные дела данной категории не рассматриваются в течение разумного срока, предусмотренного Кодексом административного судопроизводства Украины.
В противном случае (признание неконституционным закона) восстановлению подлежат нормы предыдущего Закона «О Фонде гарантирования вкладов физических лиц», согласно которому возмещаются только 150 000 грн. и как таковой целостной системы гарантирования вкладов нет.
На решение данной ситуации остается только ожидать, скорее от политической воли будет зависеть насколько максимально государство может реализовать обязанности, которые взяло на себя несколько лет назад с принятием Закона Украины «О системе гарантирования вкладов физических лиц».
Ткач А.