Преимущества и недостатки модельного Устава
С принятием Закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно внедрения принципа государственной регистрации юридических лиц на основании модельного устава» от 21.04.2011 № 3262-VI была введена возможность создавать предприятие на основе модельного устава. На сегодня Постановлением Кабинета министров Украины от 16 ноября 2011 N 1182 утвержден модельный устав общества с ограниченной ответственностью. Последнее обусловлено тем, что общество с ограниченной ответственностью является самой распространенной формой ведения бизнеса в Украине.
Преимущества использования модельного устава обществом, на чем сходились большинство сторонников применения данной концепции, заключаются в следующем:
- при создании юридического лица нет необходимости тратить средства и время на разработку устава;
- при создании юридического лица или его переходе на модельный устав отпадает необходимость нотариального удостоверения учредительных документов, освобождает участников от дополнительных расходов на услуги нотариуса;
- отсутствует необходимость удостоверять нотариальную копию устава для открытия банковского счета, подавать копию устава для участия, например, в тендерных конкурсах или для других целей;
- в случае потери устава обществом, его не нужно восстанавливать;
- такой устав невозможно подделать другими лицами.
Отметим, что в результате изложения Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц - предпринимателей» в новой редакции (согласно Закону Украины № 835-VIII от 26.11.2015р.) Некоторые из преимуществ стали не актуальными, прежде всего, потому, что регистратор сканирует устав и сохраняет его копию в электронном кабинете заявителя. Поэтому подделать его невозможно, не нужно заверять копию или невозможно потерять.
Вместе с тем, модельный устав имеет и ряд недостатков, связанных со следующим:
- участники общества не могут по своему усмотрению изменить отдельные положения, установленные модельным уставом (например, о порядке созыва общего собрания, расширение полномочий исполнительного органа и т.п.);
- необходимость придерживаться всех норм устава, в частности п. 33, в котором указано, что к компетенции общего собрания общества относится принятие решения о совершении крупной сделки, если рыночная стоимость имущества, работ или услуг, являющихся предметом такой сделки, превышает 25 процентов стоимости активов по данным последней годовой финансовой отчетности Общества;
- в случае внесения изменений в модельного устава Кабинетом министров Украины общество должно соблюдать их без оговорок. Однако в любой момент участники могут принять решение осуществлять хозяйственную деятельность на основании учредительных документов, утвержденных самими участниками.
С принятием новой редакции Закон изменился частично порядок перехода на деятельность на основании модельного устава. Обязанность подавать ежегодно регистрационную карточку о подтверждении сведений о юридическом лице (Форма 6) отменено, поэтому юридическое лицо не подает государственному регистратору соответствующее решение, регистрационную карточку о подтверждении сведений о юридическом лице с соответствующей отметкой и экземпляр оригинала устава для проставления штампа о том, что юридическое лицо с соответствующей даты осуществляет деятельность на основании модельного устава.
Сейчас для государственной регистрации перехода юридического лица на деятельность на основании модельного устава в любое время общество может представить следующие документы:
- Заявление о государственной регистрации перехода из собственного учредительного документа на деятельность на основании модельного устава.
- экземпляр оригинала (нотариально заверенная копия) решения уполномоченного органа управления юридического лица о переходе на деятельность на основании модельного устава.
Учитывая, что на бумажном экземпляре устава вообще не ставится штамп (печать) государственного регистратора и сканкопию устава сохраняется в электронном кабинете юридического лица, заявитель не должен подавать действующую редакцию устава для отметки о переходе на модельный устав.
Следует отметить, что преимущество работы на основании модельного устава раньше заключалась в том, что плата справлялась за внесение изменений в учредительные документы юридического лица является размере 0,05 минимальной заработной платы (около 70 грн.), То есть не было необходимости оплачивать внесении изменений, если юридическое лицо работало на основании модельного устава (кроме необходимости оплаты за обнародование сообщений об изменении местонахождения, изменение наименования юридического лица, принятии учредителями (участниками), судом или уполномоченным органом ришенняпрозменшення уставный (складочный) капитал юридического лица - 70 грн.). на сегодня за государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре, кроме внесения изменений в информацию об осуществлении связи с юридическим лицом справляется административный сбор в размере 410 грн. независимо от того, такие изменения касаются утверждении новой редакции устава или нет. То есть, любые изменения (кроме изменения телефона, электронной почты) сведений в Государственном реестре оплачиваются заявителем независимо от того, работает ли он на основании модельного устава или нет. Считаем, что преимуществом модельного устава остается то, что государственные регистраторы проверяют устав на соответствие требованиям законодательства и учасникам общества нужно учитывать все требования и последние изменения законодательства к содержанию учредительных документив.Так, в соответствии с п. 8 части 1 статьи 15 Закона в новой редакции учредительный документ юридического лица, положение, регламент, список судей постоянно действующего третейского суда, устав (положение) общественного формирования, не имеет статуса юридического лица, должен содержать сведения, предусмотренные законодательством, и соответствовать законодательству.
Отсюда следует возможность регистратора остановить рассмотрение документов, представленных для государственной регистрации, на основании п. 2 части 1 ст. 26 Закона с основания «несоответствия документов требованиям, установленным статьей 15 настоящего Закона».
Ранее же в соответствии с ч. 3 ст. 8 Закона ответственность за соответствие учредительных документов законодательству несли учредители (участники) юридического лица и отсутствовала основание для остановки рассмотрения документов. Потому переход на применение модельного устава в современных условиях имеет как свои положительные, так и отрицательные стороны.
Автор:
Ткач О.А.